О необходимости сервисного обслуживания
Вестник УКЦ АПИК: Климат на профилактике
Советы покупателям и владельцам бытовых сплит-систем по их сервисному обслуживанию
Многие владельцы сплит-систем начинают думать о заключении договора на их сервисное обслуживание после того, как оплатят первый счет за ремонт этой техники. Из-за отсутствия сервиса поломка может случиться в любое время года, например весной, когда сплит-систему включают впервые после зимнего простоя, или летом, в период наиболее интенсивной эксплуатации. Проблем можно избежать, заключив договор на сервисное обслуживание сплит-системы сразу после ее установки.
О необходимости сервисного обслуживания
Если кондиционер перестал слушаться приказов, возможно
пришла пора заменить батарейку в пульте ДУ
Сплит-система — это технически сложное устройство, которое в отличие от переносных электрообогревателей, настольных вентиляторов и комнатных очистителей воздуха для ввода в эксплуатацию не достаточно подключить к электросети. Сначала сплит-систему надо смонтировать в соответствии с требованиями завода-изготовителя и действующей нормативной документации, прежде всего — СТО НОСТРОЙ 2.23.1–2011, а затем в процессе эксплуатации регулярно подвергать сервисному (профилактическому) обслуживанию.
Сервисное обслуживание имеет для сплит-системы жизненно важное значение. Ведь ее внутренний блок обрабатывает воздух, насыщенный влагой, микроорганизмами, миллионами пылинок и другими компонентами атмосферы жилища, а внешний подвергается воздействию солнечной радиации, низких температур, осадков, ветра, втягивает в себя тополиный пух, листву, выхлопные газы. В таких условиях сплит-система нуждается в сервисе не меньше, чем автомобиль, который через два-три года эксплуатации выйдет из строя, если не менять в его агрегатах масло, ремни и фильтры…
Во время эксплуатации кондиционера воздушный фильтр
испарительного блока желательно очищать не реже
одного раза в 2 недели
Периодичность проведения сервисного обслуживания бытовой сплит-системы определяется исходя из требований завода-изготовителя, с учетом интенсивности эксплуатации и других факторов. Как правило, специалист приезжает на объект заказчика два раза в год — весной и осенью, или ежеквартально. Работы, выполняемые им во время сервисного обслуживания, направлены на поддержание блоков сплит-системы в работоспособном состоянии — это и гигиенические процедуры, и диагностика неисправностей с целью упреждения серьезных поломок.
Сервисное обслуживание, как правило, не бесплатно. Например, профилактика одной бытовой сплит-системы холодопроизводительностью не более 2,7 киловатта стоит сегодня около 4–6 тыс. руб. в год без учета стоимости расходных материалов. Однако эти затраты экономически обоснованы. Ведь если сплит-система из-за отсутствия своевременного сервисного обслуживания все же сломается, то ремонтировать ее, скорее всего, будут долго, особенно летом, и ремонт этот будет стоить немалых денег.
Например, при поломке компрессора кондиционера эконом-класса бывает выгоднее купить новый внешний блок, чем ремонтировать старый, так как цена оригинального компрессора составляет от половины до двух третей стоимости новой сплит-системы. К этой цене еще надо прибавить стоимость работ по монтажу и замене вышедшего из строя узла. Некоторые запчасти для сплит-систем старше четырех-пяти лет можно купить только под заказ, срок ожидания их поставки составляет от нескольких недель до полугода…
Поставил — обслужил
Проверка давления хладагента
Договор на сервисное обслуживание ранее установленной бытовой сплит-системы можно заключить со специализированным сервисным центром или с климатической компанией, имеющей свою сервисную службу. И в том, и в другом случае в распоряжении специалистов должны быть все технические средства, рекомендованные заводом-изготовителем сплит-систем для проведения профилактического обслуживания и ремонта, а также качественные запасные части и расходные материалы.
Если заказчик только планирует купить сплит-систему или имеет на руках необходимое оборудование, но пока его не установил, ему целесообразно обратиться в климатическую компанию, осуществляющую продажи, профессиональный монтаж, гарантийный ремонт и сервисное обслуживание сплит-систем. Иначе его затраты, связанные с заключением договора на сервисное обслуживание, могут оказаться чересчур высокими или профессиональное сервисное обслуживание сплит-системы будет недоступно…
ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ ≠ СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Компании, официально реализующие сплит-системы и осуществляющие их монтаж, обычно проводят и гарантийный ремонт техники. Гарантия на кондиционеры и монтажные работы предоставляется на один-три года, она распространяется главным образом на выявленные при эксплуатации заводские дефекты, ошибки монтажа. Условия предоставления бесплатного гарантийного обслуживания четко прописаны в паспорте кондиционера.
Однако если кондиционер, вовремя не поставленный на сервисное обслуживание, вдруг выйдет из строя из-за нечищеного теплообменника внешнего блока, то ремонтировать его придется за счет владельца, даже если поломка случится в первые месяцы после покупки. За свой счет придется восстанавливать и отделку помещения (поврежденные обои, вздувшийся паркет), если дренаж внутреннего блока забьется пылью и вода будет капать на стены и пол…
Так что прежде, чем экономить на сервисном обслуживании, подумайте, а стоит ли лишний раз рисковать?
Если внешний блок установлен на отвесной стене,
для его чистки и сервисного обслуживания вам могут
потребоваться услуги промышленного альпиниста
Главной причиной сбоев в работе сплит-систем, выхода их из строя, а также аварийных ситуаций, таких как падение внешнего блока, утечка хладагента в жилое помещение, закупорка дренажной системы, является некачественный монтаж. Риск внезапной поломки сплит-систем, наскоро, без соблюдения технологии монтажа установленной «дикими» монтажными бригадами, настолько велик, что многие сервисные службы отказываются брать их на обслуживание.
Прежде чем заключить договор с заказчиком, сервисная служба обязательно проведет полную диагностику сплит-системы (стоимость работ — до 2500 руб.) с целью поиска возможных неисправностей, ошибок монтажа блоков и межблочных коммуникаций. Если выяснится, что сплит-система установлена неправильно или неисправна, заказчику придется за свой счет устранить все выявленные дефекты или даже купить и смонтировать новое оборудование…
Определение места утечки хладагента с помощью
течеискателя
Если сплит-система продана заказчику и установлена на его объекте специалистами одной фирмы, после чего сразу же заключен договор на сервисное обслуживание установленного оборудования, затраты на полную диагностику сплит-системы и устранение дефектов монтажа обнуляются. Вот почему приобретать и монтировать сплит-систему лучше с помощью профессиональной климатической компании, которая затем будет осуществлять и ее сервисное обслуживание, а не брать кондиционер в магазине бытовой техники, где могут лишь порекомендовать мастеров или стороннюю фирму для его установки…
Доверяйте профессионалам!
Найти заслуживающую доверие климатическую фирму, осуществляющую продажи, профессиональный монтаж, гарантийный ремонт и сервисное обслуживание сплит-систем, сегодня несложно — большинство из них являются действующими членами АПИК и поддерживают цели этой ассоциации, строго придерживаясь цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции на климатическом рынке России.
Приспособление (чехол) закрытого типа для мойки
внутренних блоков в особо ценных интерьерах от
King Pump
Компании — члены АПИК предлагают заказчикам высококачественные сплит-системы со всей необходимой технической и разрешительной документацией. Многие сотрудники этих фирм прошли обучение на заводах-изготовителях сплит-систем, готовы выполнить детальный расчет характеристик и подобрать для заказчика оптимальное по соотношению «цена — качество» оборудование.
Профессиональный монтаж сплит-систем, сервисное обслуживание, а также при необходимости бесплатный гарантийный ремонт осуществляются в сжатые сроки, с использованием специализированного инструмента. У многих организаций — членов АПИК имеются склады запасных частей, что позволяет им проводить работы, не дожидаясь поставок дефицитных компонентов из-за рубежа.
Заказчик, заключивший с климатической компанией договор на сервисное обслуживание сплит-системы, может отдыхать спокойно — все, что требуется для обеспечения эффективной безаварийной эксплуатации, сделают специалисты. Однако некоторые работы, указанные в инструкции по эксплуатации сплит-системы, при желании можно выполнять самостоятельно.
Разминка для домочадцев
Если в процессе чистки или мойки оребрение
теплообменника было замято, его восстанавливают
с помощью специнструмента
Сетчатый фильтр внутреннего блока сплит-системы один раз в две недели, за исключением времени простоя кондиционера, можно самостоятельно очищать от пыли и других загрязнений. Если этого не делать, через несколько месяцев непрерывной эксплуатации слой грязи на фильтре достигнет толщины 0,5–1 сантиметр, что приведет к снижению эффективности кондиционера. Чтобы не дышать воздухом, прокачиваемым через «пыльную шубу», достаточно промыть фильтр под струей теплой воды, возможно — с добавлением нейтрального моющего средства.
Если во внутреннем блоке сплит-системы имеются дополнительные фильтрующие элементы, срок их годности и порядок обслуживания устанавливаются производителем. Например, цеолитный фильтр служит от трех до пяти лет. По мере загрязнения его надо мыть теплой водой, чтобы удалить из волокон водорастворимые частицы, после чего — выкладывать для просушки на солнце. Под воздействием солнечных лучей происходит процесс фотокаталитической регенерации, в результате которого фильтр дополнительно очищается.
Если сплит-система перестала подчиняться приказам с пульта дистанционного управления, первым делом надо проверить его батарейки. Менять элементы питания надо примерно один раз в 6–12 месяцев. С этой работой справится даже школьник. Не стоит только выбрасывать использованные батарейки в мусорное ведро, даже если рядом с вами нет пункта приема отработанных элементов питания, ведь содержащиеся в них химические элементы интенсивно загрязняют окружающую среду. Если это не противоречит требованиям завода-изготовителя сплит-системы, можно установить в ее пульт аккумуляторы.
Перед профессиональной очисткой съемные элементы внутреннего блока демонтируют |
Закрепление на внутреннем блоке специального чехла для сбора грязной воды с целью защиты отделки помещения |
Нанесение моющего средства, содержащего энзимы |
Мойка внутреннего блока струей воды с помощью переносной станции |
Очистка передней панели, сетчатого фильтра и других элементов внутреннего блока с помощью теплой воды и мыла |
Сборка внутреннего блока после окончания гигиенических процедур |
Без самодеятельности
Иней на штуцере внешнего блока – признак утечки
хладагента
В числе операций, которые должны проводить только специалисты сервисного центра, обслуживающего сплит-систему, отметим чистку теплообменника внешнего блока от тополиного пуха, листвы, пыли, следов масляной эмульсии и других загрязнений. Как правило, чистка осуществляется с помощью воды, подаваемой к очищаемым поверхностям под давлением, либо с использованием сжатого воздуха. Если внешний блок сплит-системы установлен высоко над землей на глухой стене здания, для обслуживания приглашают промышленного альпиниста или вызывают автовышку.
Профессиональная чистка внутреннего блока сплит-системы при его сильном загрязнении или появлении неприятного запаха при запуске кондиционера также должна проводиться специалистом сервисного центра. Для промывки теплообменника и дренажа используют специальные антигрибковые, антибактериальные и дезодорирующие химические составы. Чтобы не испортить отделку помещения, на внутренний блок перед мойкой навешивается специальный чехол для сбора грязной воды. После чистки, выполненной профессионалом, запахи долгое время не появляются.
Проверка электрической схемы внутри блока
Специалисты сервисной службы регулярно осуществляют проверку герметичности холодильного контура сплит-системы. Необходимость этого исследования обусловлена высокой текучестью хладагента, который способен «просачиваться» даже через незначительные трещины, неплотности в резьбовых соединениях и сервисных вентилях. Особенно велика вероятность утечки в первые дни после монтажа из-за несоблюдения правил его проведения.
Для замены компрессора внешний блок сплит-системы
придется демонтировать и доставить в мастерскую
Признаки утечки хладагента — образование инея и льда на жидкостной линии у внешнего блока, уменьшение перепада температуры на входе и на выходе внутреннего блока (при замере перепад температур должен составлять примерно 12 °C или более). Для выявления мест утечки хладагента используется специальный прибор — течеискатель. Работает и «дедовский» метод — обмыливание резьбовых соединений с последующим наблюдением за появлением пузырьков…
Следует помнить, что утечки хладагента из холодильного контура исправной, правильно смонтированной сплит-системы при ее эксплуатации и во время простоя не происходят. Поэтому на необоснованное предложение дозаправить холодильный контур хладагентом, так как за год утечка в пределах 2–5% массы его заряда якобы происходит даже из исправного кондиционера, разумно ответить категорическим отказом. Это — банальное мошенничество!
Диагностика и лечение
САМОДИАГНОСТИКА
Количество пусков компрессора, коды неисправностей и другую важную информацию выдает система самодиагностики, предусмотренная в некоторых моделях сплит-систем. Помощь системы самодиагностики может оказаться весьма кстати, когда специалисты сервисного центра с помощью имеющегося у них оборудования не в состоянии однозначно определить неисправность…
Среди прочих мероприятий, проводимых специалистами во время сервисного обслуживания сплит-системы, отметим ее осмотр, проверку на всех режимах работы и контроль эксплуатационных параметров — напряжения электросети до и во время запуска сплит-системы, сопротивления электроизоляции, рабочего тока компрессора, вентиляторов внутреннего и внешнего блоков. Важную информацию о состоянии холодильного контура дает контроль параметров перегрева и переохлаждения, а также перепад температуры на внутреннем блоке…
На основе полученной информации, а также по результатам экспресс-теста компрессорного масла специалисты сервисного центра своевременно предупреждают владельца сплит-системы о необходимости ее ремонта — срочного, упреждающего серьезную поломку или же планового, с проведением которого можно до поры до времени подождать.
Управляющие платы, а также различные датчики можно заменить во время сервисного обслуживания. Если же «на ладан дышит» компрессор, придется демонтировать внешний блок и везти его в сервисный центр. Отремонтированный внешний блок или новую сплит-систему (если выяснится, что дорогостоящая замена компрессора не оправдана из-за высокой степени износа других узлов и деталей) в ряде случаев можно будет подключить к существующим межблочным коммуникациям. После этого логично сразу заключить новый договор на сервисное обслуживание сплит-системы.
Материал предоставлен Творческой мастерской Владислава Балашова
Просмотров: 2534
Дата: Вторник, 19 Апреля 2016